︎     ︎     ︎






Статья о Столовке XYZ




Александра Савчич:

Яркая
история
Сталоўкi ХYZ.

Или как в Минске смотрели,
говорили и танцевали
о недискриминации






Веселье началось со свадьбы


Советский завод «Калибр», сотни рабочих, перерыв на обед и длинная очередь. Все стоят за супом, «хлебной» котлетой и кефиром. Зрелищ никто не ждет – рабочий день в разгаре.  

День за днем заводская столовая жила свою жизнь. В те годы не говори о гендере, боялись думать о сексуальности и мало знали об искусстве. Пока через 50 лет не случились перемены: завод сократил производство, цеха сдали в аренду, а местная столовая закрылась.
Но не надолго. Летом 2016 года сюда перебрался бар «ДК», а потом сыграла свадьбу-концерт группа «Кассиопея». Маленькая плитка, запах булочек, футуристичные люстры. Такой смены координат никто не ожидал. А с другой стороны – именно этого так не хватало.

Следом за свадьбой случилась выставка эстонского художника Януса Самма. Выставка была основана на трех художественных исследованиях: гомосексуальность в советской Эстонии, граффити в городском пространстве и комиксы. И как нельзя лучше стены бывшей советской столовой помогли в создании новых мыслей и взглядов.

Советская столовая заиграла новыми смыслами. Заработала кухня современного искусства: здесь начали подавать выставки, предлагать вечеринки, направленные на снижение уровня дискриминации, и даже отпраздновали презентацию первого белорусского журнала о гендере и сексуальности Makeout.
Все говорило об альтернативе: места, духа, искусства, любви. Вечеринки UNISEX брали начало еще на Толбухина, в старом пространстве бара «ДК». Но здесь, в стенах бывшей столовой, они набрали новых оборотов.

Здесь можно было быть тем, кто ты есть – без масок и костюмов. За пультом стояли диджеи и те, кто впервые видел пульт. Но это было не так важно, потому что вечеринки показывали разность: вкусов, жизней, мечт.

«Сталоўка ХYZ» стала местом критического взгляда на жизнь. И в этом крылся секрет необычности пространства.



Длительное счастье (не) свободы


Пространство старой советской столовой было открыто для экспериментов. Здесь проходили Free Market, фестиваль квир-культуры DOTYK, флэшмоб One Billion Rising и другие события с социокультурным подтекстом.
Бесплатная ярмарка стала «глотком социалистического зазеркалья». Минская анархотусовка показывала минчанам и минчанкам, что такое взаимопомощь, взаимообмен и как можно сосуществовать не в система капитализма. Люди раздавали вещи бесплатно, предлагали свои услуги – тоже бесплатно. А еще были лекции и концерты – опять же бесплатно.
фото

Флэшмоб One Billion Rising собрал людей, готовых танцевать против насилия. Найти площадку под танец сложно, особенно если речь идет о гражданстком активизме в массовом эквиваленте. И бывшая советская столовая стала площадкой, где сказали нет дискриминации над женщинами.

Квир-фестиваль DOTYK – еще одна возможность разговора в стенах бывшей едальни о разности каждого и каждой. Раз в год фестиваль расширял форматы и пытался поднимать актуальные вопросы недискриминации людей по различным признакам.

Совмещение таких форматов с архаичностью стен пространства создавало нечто новое – срез времен, событий, мнений и жизней.

Казалось, что времени много, ведь у бывшей столовой было почти полвека…Но у «Сталоўка ХYZ» случилось лишь два года.


Когда гендер и сексуальность (не) совпали с православной Пасхой


Апрельским утром 2018 года пространство закрылось, тогда казалось – не навсегда. Должен был случится очередной квир-фестиваль, но его пришлось делать в «закрытом режиме».

Точной истории понять уже нельзя. Но именно тот период можно назвать временем, где в одной точке не сошлись гендер, сексуальность и православная Пасха. И этот опыт уникален: современное общество готово к открытиям, переменам, новому взгляду, но в тоже время – закрыто, в нем много страха и сколоченных жизненных рамок.

О чем этот страх? О неизведанном, о экспериментальном. О том, что жизнь есть за границами, за пределами, за чертой.

После нескольких недель закрытия случилась (не) выставка Сергея Шабохина «Практики подчинения». Выставка проходила при закрытом пространстве «Сталоўка ХYZ», а это значит никакого открытия, никаких гостей, никаких вопросов и удивлений и никакого закрытия.  

Внутри пустых просторов завода и бывшей столовой собрали более 400 предметов, которые так или иначе заставляют людей бояться. И снова разговор о страхе.

Архивация предметов и изучение практик подчинения Сергея Шабохина длились почти месяц. А двери были по прежнему закрыты. Что это было: страх в вакууме или всеже страх наяву «здесь и сейчас»?   


Итог


«Сталоўка ХYZ» – это место, действие, событие или призрак? Вероятно все и сразу. Разделить эти моменты сложно, да и не нужно.

Альтернативное пространство с советским налетом и проактивным содержание сохранилось и запомнилось, несмотря на то, что его уже нет. И оно так или иначе повлияло на каждого и каждую в Минске – все унесли с собой кусочек нового и критичного взгляда на эту «традиционную» жизнь.

 


                

Mark