︎     ︎     ︎








Елизавета Мороз для kyky.org:

Как быть дрэг дивой в стране силовиков


«Я работаю хирургом в поликлинике и выступаю в образе Кассандры Ху»


«Два года я работаю хирургом в поликлинике. Но скоро отработка закончится, и я уеду в Берлин, где меня ждет муж. Там я тоже планирую работать врачом. А пока я в Минске, занимаюсь разной деятельностью, например, веду курс по танцам вог и выступаю в образе Кассандры Ху.

Кассандра появилась в 2017 на мероприятии «Столовка XYZ». Это была костюмированная вечеринка, и я решил хоть раз в жизни переодеться в женщину. Мы окрестили мой образ «Кассандра» – именем с характером, так сказать. А фамилия «Ху» указывает на неженское происхождение персонажа. Кассандра имела успех, ее пригласили выступать на следующее мероприятие, а потом ещё и ещё.
В конце концов фото с одной тусовки увидел в Instagram мой папа. Это окончательно испортило отношения с родителями, ведь они считают это гей-пропагандой. Но я не отказался от выступлений в образе, потому что это моя жизнь и мне кажется, что, надевая женскую одежду, мужчина не становится хуже или лучше.


Многие дрэг дивы и травести актеры вкладывают в свой образ то, чего им не хватает или не хватало раньше в жизни: дерзости, возможности дать отпор, заткнуть за пояс. Часто они находятся в жестких рамках гетеронормативности, гомо- и трансфобии, поэтому дрэг образ может выступать в качестве психологической защиты. У Кассандры со всеми хорошие отношения, но если кто-то говорит о ней плохо, она может и будет обороняться. Но вообще мой идеал – не злословящая дива, а гендерно-флюидный образ, способный объединять, дарить тепло, добро и причастность.

Многие российские и беларуские дрэг дивы выступают на корпоративах, как зверушки, фрики, которых можно купить для развлечения публики. А для меня дрэг – это, в первую очередь, возможность быть тем, кем ты хочешь быть, и находиться в гармонии с собой. Дрэг – это возможность объединить ЛГБТ комьюнити через веселье и, в то же время, проработать собственные психологические проблемы. Например, вопросы феминности и маскулинности.

Меня невозможно обидеть женской одеждой. Всё детство я донашивал одежду за сестрами. Окружающие говорили, что джинсы клеш – это женская одежда, а я отвечал: «Да. А какая разница?» Я, конечно же, не мог сказать, что у меня нет других джинс, или что именно эти мне больше нравятся.

Попробуйте надеть что-нибудь женское – и вы увидите, как феноменально быстро срабатывает стереотип «мужик, а носит бабские тряпки». И образ Кассандры – попытка сдвинуть такое мышление. Это не протест – я показываю, что признаю свои феминную и маскулинную части и нахожу гармонию в них.

Кроме того, в нашей стране нужно иметь мужество быть женственным.


И вог мы танцуем, чтобы принять свою феминную часть и быть сильными, без страха стать уязвимыми. Да и просто выходить на сцену, танцевать, постить фото и говорить, что занимаешься дрэгом – это проработка страха, что тебе могут навредить. Теперь я не стараюсь скрывать что-то, чтобы защититься – я изменил тактику: когда каждый знает обо мне, я чувствую себя более защищенным.

Еще у меня есть сильная потребность во внимании, и с помощью Кассандры я прорабатываю это. Подсознательно в подростковом возрасте я всегда хотел показать, что я хороший и «нормальный». Слыша высказывания окружающих и СМИ насчёт ЛГБТ, становилось страшно – ведь я понимал, что это презрение и агрессия будут рано или поздно направлены в мою сторону. Всеми силами я хотел доказать, что не хуже, чем остальные ребята: играю на гитаре, фортепиано, леплю из глины и танцую, пою, хорошо учусь, участвую в социальной жизни. Тогда это было бессознательное зарабатывание очков. Сейчас это желание продолжает инертно жить и иногда проявляется – я осознаю и признаю это. А образ – это та часть меня, которая получает внимание вдоволь.

Кассандра Ху – это сублимация. Выступая, я демонстрирую свою проблему. Например, у меня есть номер «Sweet cigarette». Я всегда думал, что мало курил: одна-две сигареты в день – что такого? Я говорил себе, что у меня нет зависимости и вообще я не курю, потому что не покупаю себе сигареты. Но как бы я ни обманывал себя, все равно это влияет на здоровье. И я сделал номер про отношение с сигаретами, в котором принимаю свою зависимость. Сейчас я не курю.


На работе знают и про Кассандру, и про моего мужа. Я особо не скрываю, что выступаю как дрэг дива. Кто-то из пациентов лайкает страничку Кассандры в Instagram. Кто-то помогает собрать образ – например, один пациент, которого покусала собака, принес мне поводок. А одна пациентка, которой я делал несколько операций, пришла на мое выступление.

Моя бабушка, которой 90 лет, знает, что я «танцую в клубах», знакома и с моим мужем. Она, конечно, не фанатка и на парад не пойдет, но картошку ему в Берлин передает.


Было время, когда я жил двойной жизнью еще до камин-аута. Постоянно придумывал обстоятельства и параноил, что меня могут раскрыть. Но чем больше ты боишься и прячешься, тем больше рычагов давления у других на тебя есть, тем больше возможности для манипуляций ты даёшь. Ты сам таким образом показываешь, что быть гомосексуалом – плохо и стыдно. У ЛГБТ сообщества часто внутренняя гомофобия сильнее, чем внешняя. А когда ты открытый и показываешь, что ты такой, какой ты есть, живёшь и дышишь, как и все, становишься свободным.

Конечно, всё это пришло со временем. Да и образ Кассандры эволюционировал. Были разные номера, например, Бритни Спирс – никогда не был её поклонником, но пытался понять её кризис. Потом была Пинк (почему она поёт про stupid girls?), Мадонна (песня об отказе от аборта). Через липсинг я хотел понять их. Но в итоге пришёл к тому, что нужно быть собой. Сейчас Кассандра ни за кем не повторяет и вообще перешла на техно. Последнее время она делает больше перформансов, связанных с музыкой и импровизацией. Липсинг остался, но не на супер известные песни.

Вся подготовка лежит на мне и друзьях. Макияж делаю сам, либо моя подруга. Я, конечно, единственная в мире беларускоязычная дрэг дива, но на самом деле это только звучит пафосно – выступаю я не часто. Обычно – на мероприятиях ЛГБТ комьюнити и очень редко на корпоративах, в основном айтишных – просто не хочу быть обезьянкой, приглашенной для развлечения гетеронормативной публики. Одежду я собираю отовсюду. У одних – одно, у других – другое, плюс секонды. Правда, не могу найти каблуки 44 размера. С другой стороны, они и не особо нужны. В общем, мне не нужно быть идеальной женщиной, как это делают американские дрэг дивы, а российские за ними повторяют.

Они пробуют быть той версией женщины, до которой сами женщины не могут добраться – это двойной сексизм.


Мужчины придумали женщинам идеал, к которому им якобы нужно стремиться. А потом мужчины начинают показывать, что они, в отличие от женщин, могут быть еще более лучшими версиями этого идеала. Противостоит этому немецкий дрэг. Там после Второй мировой войны появилось понятие «Trümmerfrauen» (женщины развалин) – это женщины, которые из-за нехватки мужчин очищали города и поднимали из руин страну. И конечно, их образ жизни не предполагал особого внимания ко внешнему виду. Эпидемия ВИЧ, случившаяся гораздо позже, привела к тому, что ЛГБТ комьюнити практически умерло, и это дало возможность не быть идеальными – потому что нет идеала, когда вокруг руины. Тогда возникли «Trümmertransen» (руинные трансы), которым не нужно было стремиться быть идеальной женщиной. Нужно было из остатков собирать сообщество заново, объединить людей вокруг себя, а не быть простым развлечением. И это мне ближе, чем глянцевый и искусственный дрэг.

То, какой я, когда на мне белые длинные волосы, не отличается от моей обычной жизни. Да, я танцую и более феминный, но раздвоения личности нет. Могу стоять перед друзьями в образе Кассандры, но разговаривать с ними как обычно. Единственное, Кассандра не любит фальши и всегда обозначит, если поймет, что человек кривит душой. Мне тоже важна честность, но я не буду заострять внимание, а просто тихо сделаю для себя вывод. Кассандра любит провоцировать людей, чтобы посмотреть на их реакцию. А я как Дима так не делаю.

Не думаю, что Кассандра Ху переедет в Берлин со мной, потому что там огромная конкуренция, в отличие от Беларуси. Никого там таким не удивишь. Но пока я здесь, буду делать то, что нравится. И не обязательно достигать самой высокой точки, чтобы показывать, что ты умеешь – просто бери и делай. Я не жду, когда мне разрешат, не жду идеального момента или одобрения. Понимая, что в Беларуси буду не долго, пока есть возможность и время, буду просто творить. Моя бабушка говорит мне: если что-то в жизни не нравится, просто сделай лучше».
                

Mark