︎     ︎     ︎






Реакция




Янис Саар:

ПЕРВЫЙ ОПЫТ. LA FEMME: читай о себе



2018 - 2019

Зима, утро выходного дня. Я и еще четыре человека ждем возле входа в «Столовку», пока нам привезут тепловую пушку. Примерно в тот самый момент ко мне пришло осознание – я часть чего-то большего, чем просто я.



 коллажи автора
Не хочется жить в мире, где есть пространства, исключающие опыт людей

Важно сказать, что почти полтора года назад случился мой первый опыт организации пространства. Это было мероприятие о важности и видимости людей из разных уязвимых групп: молодежи, женщин* и ЛГБТК+. Пространство стало местом, где мы исследовали и обсуждали важные вопросы через личный опыт существования в системе угнетения и исключения.

Раньше я бывал на разных форматах : (не)фестивалях, форумах, читках, конференциях, – везде включался только как участник. До того самого утра, пока не осознал: «сейчас момент, когда я вместе с командой создаю место, в котором участни_цы имеют возможность делать все то, чего не хватало мне».

Мне хотелось жить в мире, где нет пространств, исключающий опыт людей из уязвимых групп.

коллажи автора


Все что у нас было – это своеобразный бич-пакет

У нас, как команды проекта «La Femme: читай о себе», не было никакой поддержки кроме друг друга. Еще опыта участия в проектах как зритель_ниц, накопленной рефлексии и четко осознания: надо делать.

Ни о какой поддержке доноро_к, спонсоро_к и партнеро_к не было и речи. Все что у нас было – это своеобразный бич-пакет: мы знали, каким хотим видеть форум, знали какую атмосферу хотим там создать, кого хотим видеть и с кем хотим делиться.

La Femme: читай о себе – это сообщество единомышленни_ц, которым интересны темы репрезентации женщин* и ЛГБТК+ в литературе и искусстве.


Через лекции, панельные дискуссии, поэтические вечера, «громкие чтения», творческие мастерские и рефлексии о современном образовании организатор_ки создавали место, где можно задаваться вопросами, искать на них ответы, выражать солидарность и чувствовать себя не одн_ой в своем поиске.

Было действительно страшно: ты понимаешь, что рядом есть только четыре таких же вдохновленных, но боящихся человека. Некоторые из нас боялись накосячить так, что потом бы себе не простили. Некоторые скрывали свою идентичность от близких или не могли признаться в ней даже себе. У некоторых было достаточно опыта создания пространств  «в одиночку», но в команде – с возможностью делегировать, с работой в горизонтали – никогда. У нас был разный опыт, но болело нам одно.

Люди, которые будут жить в Минске после нас

Наша аудитория – молодежь и подростки. Люди, которые будут жить в Минске после нас. Поколение, у которого есть доступ к информации, есть больше инструментов к ее восприятию и производству.

Но это не значит, что пространство оффлайн становится менее важным. Создавать пространство, где принимают разных людей в пост-советском здании завода «Калибр», которое для меня очень метафорично, – это оказалось еще и политично.

Это о том, что мы меняем повседневные процессы, пытаемся посмотреть на них под другим углом, обещаем быть искренними в своих намерениях и открытыми. Потому что мы делаем другую реальность, в которой людям не надо бояться, стыдиться и прятаться за маски. И не только за маски, но и физически: я хочу жить в Минске, где отличие одной от персоны от другой - это не повод для физического выражения своей агрессии.

Для меня принципиально делать мероприятия бесплатными: возможность заплатить за ивент означает, что ты покрыл_а все свои потребности в еде и жилье, и сейчас ты можешь заплатить за то, чтобы стать частью какого-то процесса, который тебе интересен.

Но Минск про другое: если у тебя есть только бич-пакет (как у нас), то вряд ли из этого можно сделать что-то наподобие конференции или большой вечеринки. В городе мало пространств, которые могли бы позволить себе делать часть мероприятий бесплатными.

Когда делаешь ивенты, хочется понимать с кем можно сотрудничать, на каких условиях, какие есть риски. Например, Второй литературный форум переносился три раза из-за вопросов с помещением. Это выматывает.

И тогда становишься более гибким: продумываешь не только план «Б», но и «В», и «Г».

коллажи автора
                
Мне важен опыт создания места принятия и исследования, каким было когда-то La Femme. Но мы прожили это как команда и идем дальше, пусть и не вместе.

Важно поддерживать и объединяться с разными персонами: активист_ками и теми, кто так о себе (не) говорит, людьми из академической среды, людьми с радикально отличающимися от моих взглядами. Искать точки соприкосновения с тем, кто кажется очень далеким.

Если все время плавно и комфортно скользить по гладкому льду, где все ясно и понятно, невозможно выйти за пределы. А чувствовать и анализировать реальность важно – выходить на грубую почву. Это значит быть готовым видеть и слышать другую персону, даже если она «другая» по очень многим пунктам...

Моя боль пересекается с тем, что болит «Столовке»

«Столовка» была очень личным пространством: там был «Dotyk», мой первый форум «La Femme: читай о себе», квирспейс и “18 | практики подчинения” Сергея Шабохина.

Я помню как на форуме ко мне подошел один из лекторо_к и сказал, что он в восторге от форума: «потому что это абсолютно другой формат. Вы не садитесь за стол и не жалуетесь о том, как все плохо – так что хочется заснуть. У вас есть живость и интерес и это очень впечатляет».

Но я понимаю, что если бы в какой-то момент «Столовка» нас не поддержала, всего этого могло не быть.

Это вдохновляет: в городе, в котором о тебе говорят как о «подделке», есть пространство, которое ты можешь заполнить очень личным и глубинным исследованием о том, что тебе болит.

Мне болела и болит репрезентация женщин* и ЛГБТК+. И в этом моя боль пересекается с тем, что болит «Столовке».

«Столовка» не была гетто. Скорее местом, которое создается теми, кто в него приходит.

Я долго думал о том, что таких мест должно быть больше. Чтобы заводы «реанимировались» в кластеры и места видимости разных персон.

Но «Столовки» больше нет. Остался «выхлоп» из людей, которые пережили ценный опыт . И это одна из очень важных причин радоваться.


Mark