очерк о Столовке XYZ
Анна Локтионова:
Столовка XYZ:
Пространства, Сообщества, Коммуникация
2019
"but for me it opened the way -- the way to escape from those traditional methods of expression long associated with art. I didn't realize at the time what I had stumbled on. When you tap something, you don't always recognize the sound. That's apt to come later. For me the Three Standard Stoppages was a first gesture liberating me from the past."
Marcel Duchamp (1887-1968)
Я зашла в пространство, и была очарована им. Холл с конструктивистскими плафонами. Эти ритмичные ряды лун над головой- моя давняя визуальная мечта. Большая столовая- меланхолия и холод. Бесконечные коридоры с закрытыми дверями. И самое прекрасное место- кухня- квадратное помещение со световыми окнами, бетонными балками перекрытий: белый, серый и терракот- основные цвета самого светлой части пространства.
Визуальная очарованность пространством, в котором я работала практически 3 года- это одна из поддерживающих ресурсных сторон этой работы.
Я начала с описания пространства, но сначала было не оно.
Предистория
С 2015 года я с командой активистов_к и менеджеро_к в сфере культуре, правозащитниц со-организовала фестиваль квир культуры DOTYK.
Мы видели его как междисциплинарную арт-активистку платформу для ‘квиринга беларуси’.
Под квирингом мы принимали размывание жесткой решетки бинарного патриархального мира. ЛГБТ сообщества также включены в эти отношения, так что мы выступали с критикой не только гетеро, но и гомо отношений и практик, выстроенных на дихотомии “свой-чужой”, “пассив-актив”, “сила-слабость”.
В 2016 году фестиваль проходил в только что (не)открывшемся Корпус 8 (сегодня КультКорпус). С командой волонтерок мы помогали с ремонтом, монтировали выставку- это было вдохновляюще. и тяжело.
За двухлетний, на тот момент, опыт, фестиваль систематически сталкивался с одними и теми же проблемами цензуры, финансовой нестабильности, и неустойчивости всех наших работ. Каждый год мы начинали поиск партнеров или актуализировали предыдущие связи, доказывали важность нашей деятельности и писали большое количество писем. проектный цикл выматывал.
Пришло решение, что собственное пространство могло бы решить часть из этих проблем- мы бы формировали повестку самостоятельно, могли открыть социальный бизнес и сделать нашу работу более видимой.
Нашлись силы и ресурсы для открытия физического пространства. Всего за 28 месяцев в пространстве прошло 7 выставочных проектов, более 250 мероприятий.
В этом очерке я затрагиваю 3 перспективы работы пространства: выставочные проекты, сообщества и бизнес vs активизм.
Столовка - выставочное пространство.
“Ешь искусство”.
Моя кураторская стратегия вырисовалась постепенно, сейчас я могу выделить ее основные характеристики:- сайтспецифичность проектов, связь с сообществами, их (анти)утопичность/(не)тотальность.
Произведения принадлежат своему месту, при изменении места измеряется взаимоотношения объекта, контекста и зрителя. Данная смена угла дала (ли?) возможность включить последнего в процесс восприятия искусства. Янус Самма с серией “Туалетных плакатов” разместился в туалете. Тема открытия и признания своей (гомо) сексуальности помещен в помещение, ассоциированное с грязным, постыдным, естественным. Туалет был выбран не случайно, в гомосексуальной культуре, особенно в советский период, большая часть живых (секс)встреч происходило именно в туалетах вокзалов, клубах.
Проект был вытеснен из более стерильного пространства Центра Современного Искусства на Некрасова. За неделю до открытия, когда художник уже приехал на монтаж, нам было отказано в пространстве с формулировкой “вы же сами понимаете…”. С учетом того, что предыдущим местом для экспонирования части проектов был павильон на Биеннале, это был очень показательно для описания состояния работы данной институции. Мы провели ее в столовке ОАО завод “Калибр”. Тогда и родилось название пространства “Столовка XYZ”.
"Три работы в столовой” в галерее экс-столовой объединяло три его проекта о сексуальности, сообществе и самоактуализации. Мы оккупировали туалеты постерами, будоражащими воображение художника в детстве; в основном зале разместилась фото-опера и бутик свитеров. бережный архив “грязных” надписей, найденных Янусом во время путешествий.
Дальше были “Осколки”- “сайтспецифичная инсталляция, в которой художник Алексей Толстов обращается к своим воспоминаниям, связаным непосредственно со столовой завода “Калибр”, на месте которой зарождается креативный кластер. Такие изменения функций помещений, которое характерны для сегодняшнего Минска конечно же имеют и свои экономические причины”.
Походило время 100-ия революции и в пространство пришел Сергей Кирющенко с “Воспитывать новые вкусы”. Толчком для создания этого проекта послужило с одной стороны пространство бывшей столовой, а с другой – советская книга “Кулинария”, изданная в 1955 году, наиболее респектабельная из книг этой серии издававшихся после окончания Второй мировой войны в СССР. Книга, которая в то время имела абсолютно сакральное значение для советских домохозяек, была также недостижимым идеалом в реальной, достаточно бедной и очень однообразной, а временами даже страшной и трагической, жизни.
Групповая выставка в рамках фестиваля доты
Групповая выставка в рамках фестиваля МФМ
ЭКСПЕДИЦИЯ |ФЛАМЕНКО| Александры Кононченко – это результат двухлетнего фотографического исследования современного пространства существования танца, его форм и исполнителей в Испании, Австрии, Великобритании, России, Польше и Беларуси. Это разнообразие форм и тел танца- политических и очень интимных. На заброшенном заводе в Мытищах и в здании ГрандОперы в Мадриде.( написать про рома??)
Групповая выставка “Утопия, Место которого нет”. В контексте Беларуси мы давно оказались в ситуации «неудавшейся утопии», расставшись с коммунизмом и его ориентацией на будущее, и, кажется, доживают последние дни идеалистические утопии 1990-х – идеи «свободного рынка», «нации», «Европы». Второе десятилетие 2000-х проходит в Беларуси под знаком «IT-утопии», ориентированной на немногих. А как же с будущим для всех? Репрезентации утопического воображения на выставке, в отличие от классических утопий, лишены тотальности и работают с тем, что является важным для участниц/ов.
Последним выставочным проектом стало 18|Практики Подчинения Сергея Шабохина.
Столовка - пространства и сообщества
Первоначально, когда я начала двигаться в направлении открытия пространства, я искала партнеров из бизнес среды, поскольку мой опыт ограничивался некоммерческой сферой. Бар ДК в это же время присматривал новое место, так что мы нашли друг друга. В партнерстве мы просуществовали полгода, более подробно наши отношения в рассмотрю позже.
Из привычной мне социо-культурной сферы нашими кор-партнерами были Партия Зеленые, квир коммьюнити центр и несколько дизайнерских мастерских. Уже в процессе переезда нашими соседями стали Бюро МФМ, Интеллектуальное БИТ_Ч пространство, ОпенШкаф и библиотека “Вольная Думка”.
Ядро формировалось через личную коммуникацию, мы присматривались и разговаривали друг с другом. Критериями на вход были левые взгляды и возможность стабильно платить аренду.
Немного про партнеров/сообщества:
Бар ДК- молодежный бар и ночной клуб. Был достаточно известен в развлекательной среде как благодаря сотрудничеству с рядом белорусских промоутеров, так и теплыми ламповыми мероприятиями.
Белоруская Партия Зеленые (БПЗ)- официально зарегистрирована с 1994 года.
Основные направления деятельности партии: равные права, социальная экономика, альтернативная энергетика, ненасильственная политическая этика. (с сайта)
Вольная Думка- анархистская библиотека и FreeMarket- пространство для осознанного потребления
Квир Коммьюнити Центр- центр поддержки ЛГБТК+ людей и их близких.
Manchak Apparel- гендерно-нейтральная марка одежды
Scapegoat 404- уникальная одежда для интеллектуальных людей, которые следят за модой, но не “слепо” следуют за ней.
OpenShkaf - культурная барахолка
Бюро МФМ- основной целью проекта является создание базы современной фотографии, которая позволяет сохранять, исследовать и переоценивать феномен белоруской фотографии. На сегодняшний момент в архиве насчитывается более чем 1000 работ.
БИТ_ч пространство- “Мы тусовка/междусобойчик/маргинальное сообщество. Все наши движухи основаны на donate и божьей благодати”.
+ несколько частных дизайнерских мастерских.
Каждая из групп была независима от другой и внутренняя коммуникация происходила ситуативно и достаточно бессистемно. Попытки выстраивания мы-сообщества внутри пространства происходили, но в основном каждая проект сфокусировалась на решении внутренних проблем, и не тратила ресурсы на пан-общие стратегии.
Стекольный завод на улице Фабрициуса (бывшей Григорьевской) был создан в 1907 году. Здание было разрушено и после войны на этом месте создали новое производство, специализирующееся на выпуске радиотехнических узлов. В 1962-м ему дали название «Радиоприбор», а еще спустя 4 года — «Минский завод «Калибр». Сейчас ОАО “Минский Завод Калибр входил в холдинг Горизонт и на нем работало 700 человек. На сегодняшний момент прекратил деятельность в результате реорганизации.
Квир драма. Бизнес vs Активизм
Основные вопросы, которые возникли с разными сообществами, это различие наших целей. бизнес проекты фокусировались на росте прибыли, социальные- на защите своих клиентов и создании максимально безопасного пространства для них, культурные- на публичности и привлечении новых групп. и вся эта конструкция представляла собой живой организм, несинхронный, разный по плотности и свойствам- прекрасный и неустойчивый.
Основной конфликт пришел с владельцами клуба, поскольку последние посчитали социальную квир активность соседей “губительной для их коммерческой деятельности”.
Бар отправил жалобу за “пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних” на фестиваль ДОТЫК в администрацию Советского района и МВД и арендодателю.
После внутренних разбирательств бар съехал с этажа и его владельцы заняли агрессивную позицию интернет-троллей всех мероприятий пространства.
С остальными сообществами столовка продолжала партнерство до момента закрытия.
Эмансипирующий проект ?!
Мне отзывается высказывание Надежды Парфан для журнала Коридор в ее статье о развитии советской кухни: “Сегодня кухня может быть пространством угнетения одних женщин (матерей, дочерей, жен, домохозяек, инвалидов, домработниц) и эмансипации других (малообеспеченных, безработных, лишенным доступа к знаниям о здоровом питании)”*.
Для меня столовка была амбивалентный проектом. Она была местом встречи достаточно разных групп, но приживались только самые стойкие либо тем, куда некуда/незачем/не хотят идти или осознанно хотят остаться. Очень много было сделано усилиями волонтеров_к, но завод не готов был идти на уступки и в результате условия были достаточно суровые. и в конце она рассыпалась на осколки.
фото Лены Огорелышевой